ТОО «МукаМолл» - продажа муки в Алматы по выгодным ценам!

Новостивсе новости

27 марта 2024, среда
Названа причина слабого развития сельского хозяйства в Казахстане
Подробнее
20 марта 2024, среда
Какой объем продукции производит сельское хозяйство Казахстана
Подробнее

Сможет ли правительство защитить интересы казахстанских фермеров?

23 сентября 2013

В полном разгаре торговая война между производителями сельскохозяйственной техники за рынки сбыта стран участниц Таможенного Союза и ведется она не только между продукцией стран СНГ и западных компаний. Возможно, 25 сентября 2013 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главам правительств удастся принять единое решение, и возможно, что будет отменено и казахстанское вето.

Президент РОО «Союз фермеров Казахстана» Ауэзхан Даринов, пригласивший журналистов на встречу в столичном офисе РОО «Союз фермеров Казахстана», не стал скрывать, что время для проведения пресс-конференции было выбрано не зря. И связано оно с тем, что 25 сентября 2013 года в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета (ЕЭК) на уровне глав правительств России, Казахстана и Беларуси одним из вопросов повестки станет судьба решения №289 от 25 декабря 2012 г.

Данным решением ЕЭК была принята специальная защитная мера путем введения «предварительной специальной пошлины» (начиная с 25 февраля 2013 года до 5 июля 2013 года) в отношении импортных зерноуборочных комбайнов и модулей, ввозимых из-за пределов Таможенного союза. Однако, 5 июля 2013 года Казахстан воспользовался право «вето» поскольку посчитал ущемленными свои интересы в данном вопросе.

О мнении Союза фермеров Казахстана данной протекционистской мерой было нетрудно догадаться по пресс-релизу озаглавленного, как «Из-за спецпошлины на импортные комбайны казахстанские аграрии будут терять порядка 15-20 млн. долларов США (2,5-3 млрд. тенге) ежегодно».

Из подготовленного документа следовало, что в выигрыше от спецпошлины оказались только наши соседи по Таможенному Союзу, поскольку «это связано с тем, что в России и Беларуси находятся основные производители сельхозтехники постсоветского пространства, которые обладают большими объемами производства и вследствие жесткой конкуренции испытывают затоваривание мощностей, ведут агрессивную политику по поиску дополнительных рынков сбыта».

Напомним, что помимо традиционных производителей сельхозтехники, в Татарстане в 2012 году зарегистрировано СП между ОАО «КАМАЗ» и итальянской Case New Holland c мощностью выпуска до 4 тысяч единиц сельхозтехники, а 17 сентября 2013 года президент Российский Федерации Владимир Путин в ходе поездки в Краснодарский край присутствовал при подписании соглашения между холдингом Олега Дерипаски «Русские машины» и корпорацией «AGCO» о создании совместного производства комбайнов Challenger и тракторов Massey Ferguson. Кроме этих проектов, в России уже присутствуют совместные сборочные заводы мировых лидеров John Deere (в городах Оренбург и Домодедово) и Claas в Краснодаре и Москве.

Фермеры Казахстана просят свободного выбора

Однако, по мнению президента РОО «Союз фермеров Казахстана» Ауэзхана Даринова, казахстанские сельхозпроизводители будут ежегодно терять не только 15-20 млн. долларов от разницы ранее действовавших и новых цен на новые импортные комбайны. Эксперты данного общественного объединения на основании уже имеющегося опыта эксплуатации всех имеющихся видов сельскохозяйственной техники подсчитали, что при среднем сборе 10 центнеров с гектара помноженной на 16 млн. тонн общего урожая по стране,  казахстанские фермеры будут нести дополнительные финансовые потери.

В основе этих расчетов технические характеристики российских и белорусских комбайнов уступающих тем же  John Deere  в производительности, потерях зерна при уборке, расходе ГСМ, ширине захвата жаток и в других показателях. Как было сообщено в ходе пресс-конференции, «например, при обмолоте зерновым комбайном российского производства (марки Енисей) в сравнении с зарубежным аналогом (Джон Дир, Клаас, Нью Холанд) увеличение потерь зерна в среднем составляет 2 процента, что при площади зерновых в республике 16,2 млн. га и средней урожайности 10 ц/га приведет к недополучению валового сбора зерна на уровне 300 тыс. тонн, что эквивалентно 60 млн. долларов США».

В итоге, по мнению РОО «Союз фермеров Казахстана», «все это повлечет уменьшение прибыли СХТП, сокращение рабочих мест, снижение налоговых поступлений, что в целом негативно отразится на экономике Казахстана».

Отвечая на вопрос газеты «Литер» о потенциальных покупателях на импортные комбайны, которые занимают примерно 20-25 процентов от общего объемы приобретаемой сельхозтехники на внутреннем рынке, Ауэзхан Даринов упомянул, что импортную технику могут себе позволить даже владельцы относительно небольших хозяйств. Поскольку в стране уже начала работать программа государственной поддержки «Агробизнес-2020» при приобретении новой техники.

Желание части фермеров приобретать новые западные комбайны он объясняет тем, что в первую очередь они рассчитаны на тех, кто владеет от 10 и более тысяч гектарами земли. Именно в такую погоду как нынешняя дождливая осень, владельцы иностранных комбайнов выигрывают тем, что в короткие промежутки благоприятной погоды они могут убрать и сохранить зерна больше. «Мы добиваемся того, чтобы фермер имел право свободного выбора сельхозтехники!» - говорит президент «Союза фермеров Казахстана» и считает, что выходом из ситуации могло бы стать выдача казахстанцам гибкой квоты в рамках ЕЭК в размере 700 импортных комбайнов в год.

Минсельхоз: одной рукой мы даем, а другой рукой отбираем

Вице-министр сельского хозяйства РК  Муслим Умирьяев также подтверждает обоснованность квоты для Казахстана в 700 комбайнов и считает ее оптимальной. При этом он вспоминает, что даже в разгар мирового финансового кризиса в 2008 году в Казахстан было ввезено 553 единиц импортной сельхозтехники при отсутствии на тот момент государственных программ субсидирования.  Согласно имеющимся данным, в период с 2010-2012 годы в Казахстан было ввезено 1996 единиц российско-белорусской продукции наряду с 606 единицами импортной сельхозтехники.  Вице-министр сельского хозяйства недоумевает, «почему мы должны себя ограничивать в выборе техники и тем более, речь сейчас идет о доле в 20 процентов рынка?»

«Если у вас производительность выше 15 центнеров с гектара или общая площадь составляет от 10 до 30 тысяч гектаров, то это сегмент импортных комбайнов и альтернативы им нет. Каждое хозяйство приобретает дорогую технику, исходя из экономической целесообразности, и в конечном результате фермеры все равно будут покупать эти комбайны, потому что технология производства будет им диктовать этот выбор!», говорит вице-министр и резюмирует, что в случае введения новых пошлин, казахстанские фермеры будут платить больше, и это в конечном итоге повлияет на себестоимость казахстанского зерна.

При этом Муслим Умирьяев подчеркивает, что речь идет не об интересах крупных агрокомпаний, которые «для себя давно закупили все комбайны», а о защите зарождающегося среднего класса фермеров.  Вице-министр сельского хозяйства аккуратно старался не критиковать продукцию партнеров по Таможенному Союзу и даже наоборот, считает, что «российские комбайны очень хороши для своего сегмента рынка и даже в правилах государственного субсидирования мы указываем, что в первую очередь мы субсидируем приобретение отечественной техники».

Речь идет о принятой 12 февраля 2013 года отраслевой Программе по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020», которая стала ответом правительства Казахстана на усиление конкуренции в рамках Таможенного Союза, а также предстоящего вступления страны в ВТО.  Напомним, что согласно заложенным параметрам, правительство страны ожидает увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, повышения производительности труда на одного занятого в аграрном секторе экономики в 3 раза при общей сумме государственных субсидий до 2020 года в 3 122,2 млрд. тенге.

Одним из инструментов программы «Агробизнес-2020» является субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу и поэтому в министерстве ожидают увеличения закупа высокопроизводительной техники, но в случае с введением дополнительных пошлин, то по оценке вице-министра, «одной рукой мы даем, а другой рукой отбираем».

Отвечая на вопрос нашей газеты о нынешней ситуации с производительностью труда в зерновых хозяйствах Казахстана, то Муслим Умирьяев заявил, что «у многих наших фермеров, которые соблюдают современные агротехнологии и используют современную технику, уровень производительности уже находится на уровне Канады. Таких не много, но таких становится все больше и больше».

Одним из главных препятствий на этом пути многие эксперты уже ранее отмечали дефицит на селе квалифицированных и ответственных работников, и если с помощью российского комбайна можно убрать урожай с 700 до 1000 гектаров за уборочный период, то на технике один механизатор на John Deere способен убрать 2000-3000 гектаров площадей. Президент РОО «Союз фермеров Казахстана»  Ауэзхан Даринов высказывает еще одно, неожиданное опасение: «Даже если сегодня российский комбайн стоит 40 тысяч долларов, то завтра они могут стоить уже 80 тысяч - такова практика бизнеса, который получает монопольное преимущество».

Текущая статистика показывает, что даже несмотря на то, что цены на продукцию сельхозмашиностроения стран Таможенного Союза стоит обычно в 2-3 раза дешевле западной техники, в последнее время наблюдается резкое снижение закупа комбайнов и затоваривание складов как российских производителей, так и белорусского государственного объединения «Гомсельмаш».

Например, в первом полугодии в России производство сельхозтехники упало вдвое до 5,58 тыс. единиц техники, а 8 июля 2013 года президент Беларуси Александр Лукашенко во время рабочей поездки по Могилёвской области увидев скопившуюся на складах продукцию «Гомсельмаша» так и не нашедшей себе покупателя, распорядился перенаправить ее на внутренний рынок. Аналогичную программу по поддержке фермеров в мае 2013 года приняло правительство Дмитрия Медведева, согласно которой при закупке сельхозтехники российские аграриям из федерального бюджета будут компенсирована 15% стоимости приобретаемой техники.

Торговые войны всех и против всех

Более того, торговые войны за рынки сбыта начавшиеся в 2011 и 2012 гг. в связи с ростом цен на зерно и восстановлением платежеспособного спроса,  ведутся не только между продукцией стран СНГ и западных компаний. По сообщению печатных изданий Краснодарского края, 17 сентября 2013 года в ходе поездки Владимира Путина в Краснодарский край председатель Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин пожаловался на неравную конкуренцию российских и белорусских производителей комбайнов. «За пять лет мы туда ни одного комбайна не продали», - сказал он, не забыв добавить, что благодаря государственной поддержке на российский рынок приходится около 70 процентов продаж белорусской сельхозтехники.

Вице-министр сельского хозяйства Казахстана Муслим Умирьяев, отвечая нашей газете, не стал отрицать наличие экспортных возможностей для сборочных цехов в Костанае и Кокшетау, где налажены сборка белорусских зерноуборочных комбайнов «Essil 760» и «КЗС-740 Essil» и российских «ACROS-530», и что «теоретически наши производители могут выиграть от нахождения в Таможенном Союзе, так как у каждого продукта есть  свой рыночный сегмент». Впрочем, в РОО «Союз фермеров Казахстана» возможные дивиденды от экспорта техники считают сомнительными, поскольку объемы производства сельхозтехники в стране не превышают 300 единиц техники в год, что несравнимо с суммарными потерями от введения новых заградительных пошлин.

О том, что сложившаяся ситуация непроста, можно судить и по реакции глав государств-членов Таможенного Союза. 23мая 2013 года, обсуждая с главой своего правительства ситуацию с затоваренными складами, Александр Лукашенко заявил, что проблема образовалась из-за того, что рынки России и Евросоюза «просели», а также из-за протекционизма Москвы. В свою очередь, и Владимир Путин затруднился 17 сентября 2013 года с ответом на жалобу российских производителей сельхозтехники лишь сказав, что «проблема ему понятна, но в настоящее время он не готов её решить». Он добавил, что «надо думать» и, возможно, решить проблему через целевую поддержку конкретным проектам.

Возможно, 25 сентября 2013 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главам правительств удастся принять единое решение и будет отменено и казахстанское вето на спецпошлины, но вот какой ценой и какие уступки потребуются от нас взамен?

kazakh-zerno.kz